logo


наш адрес:

г. Киев, пер. Бехтеревский, 6
Тел:
(044) 486-53-08, (050) 452-70-70
Факс: (044) 486-53-48
info@nvek.com.ua

«Закон кармы Джйотиш». Лекция по ведической астрологии

astro-cons


«Закон кармы Джйотиш».
Лекция по ведической астрологии


статья Лилии Недоступ,
ученицы Школы Ведической Астрологии                      
       
 
                   

«Закон кармы Джйотиш»

Что такое «Закон кармы» и как он проявляется в жизни человека?

Существует два основных значения санскритского слова карма. Первое значение — это «деятельность», «поступок» или «труд», которые совершает человек. Второе значение – это «суммарный результат этой деятельности». Его синонимами могут служить такие словосочетания, как «последствия деятельности», «кармические реакции», или просто «судьба».

Таким образом, «Закон кармы» - это закон причинно следственной связи поступков человека и реакций на эти поступки. Между ними есть прямая взаимосвязь, т.е. у любой реакции, которая приходит к человеку, есть своя причина.

Карму принято подразделять на четыре категории.

Они носят названия: саньчита (сумма всех видов кармы), прарабдха (карма, которую предстоит испытать в ближайшее время), криямана (совокупность текущих карм) и агама (будущие кармы индивидуума). Отнести то или иное действие к определенному виду кармы не всегда бывает просто, потому что связка «причина — следствие» является по существу неразделимым целым.

 

1. Саньчита-карма

Саньчита-карма (буквально — карма, собранная вместе) — есть сумма всех прошлых поступков, известных и неизвестных, совершенных данным живым существом, фиксируемая на его «кармическом счету». Представление о реинкарнации (перевоплощении) предполагает, что причинами событий, испытываемых в данном существовании, могут являться деяния, совершенные в предыдущих жизнях данного существа. Идея о перевоплощении стала неотъемлемой составной частью почти всех философских учений Индии, начиная с ведических времен. «Бхагавад Гита» («Песнь Бога»), одно из самых известных и повсеместно любимых священных писаний, выражает эту идею в виде хорошо понятной аналогии:

«Точно так же, как человек сбрасывает с себя изношенные одежды и надевает другие, новые, так и воплощенная душа сбрасывает изношенные тела и надевает на себя другие, новые тела» (11:22).

 

2. Прарабдха-карма

Прарабдха-карма есть та часть саньчита-кармы, которая должна быть испытана индивидуумом в текущем воплощении. Она представляет собой сумму последствий прошлых поступков, которые уже проявились или проявятся в дальнейшем, субъективно воспринимаясь как проявления «судьбы». К примеру, женщина, которая одновременно является дочерью, женой и матерью и имеет профессию адвоката, не испытывает на себе в каждый отдельно взятый момент одновременно все результаты предшествовавших действий, которые привели к принятию ею на себя всех этих ролей. Она выступает, главным образом, как дочь только тогда, когда она находится вместе со своими родителями, как жена — когда она имеет дело с мужем, как мать — когда она с детьми, и как адвокат — в своей профессиональной жизни. Аналогичным образом, никакое существо не испытывает всю свою саньчита-карму одновременно. Только та ее часть, которая уже «созрела» для того, чтобы вступить в действие, в один прекрасный момент выйдет на поверхность,

 

3. Криямана-карма

Криямана-карма включает в себя сумму всех возможных последствий, создаваемых текущими действиями человека. Люди — не просто марионетки, механически управляемые теми или иными последствиями своих прошлых деяний. Мы также способны, прилагая сознательные усилия, производить новые действия в настоящем времени по своему выбору.

4. Агама-карма

Агама-карму составляют те действия, которые вы планируете совершить в будущем. Этот факт отражает вашу способность предвидеть свои возможные действия в будущем, независимо от того, станете ли вы осуществлять их в реальности.

В зависимости от степени выраженности прарабдха-кармы, принято выделять три ее типа, каждый из которых может затрагивать какую-либо одну, несколько или все сферы жизни человека. Они называются:

Дридха — «жесткая», фиксированная карма, не поддающаяся изменению;

Дридха-адридха — «мягкая/жесткая» карма, поддающаяся частичному изменению;

Адридха — «мягкая» карма, изменяемая сознательным усилием воли.

 

Кто контролирует исполнение «Закона кармы» для всех живых существ?

Контролирует исполнение «Закона кармы» Сверхдуша (Параматма)– экспансия Личности Бога, которая проникает в сердце каждого живого существа и в каждый атом вселенной. Сверхдуша является главным свидетелем всех действий, желаний и мотивов, которыми руководствуется индивидуальная душа. «Бхагавад-гита» (13.23) утверждает, что Сверхдуша выполняет две функции: 1) наблюдает и 2) дозволяет. Поступки (или карма), свидетелем которых является Сверхдуша, наказываются или поощряются с помощью материальной энергии в виде кармических последствий.

Следует отметить, что Сверхдуша полностью беспристрастна ко всем живым существам. Являясь экспансией Личности Бога, Она не хочет ничего от этого мира. Ей ничего ни от кого не нужно. Всё, что делает Сверхдуша – это служит обусловленным душам, не попадая под влияние приязни и неприязни к кому-либо или чему-либо. Поэтому Сверхдуша безупречно справедлива. При вычислении того, что должно «прийти» в будущем к человеку, Сверхдуша в совершенстве учитывает его намерения, мотивы и цели, во время совершения того или иного поступка. Поэтому несправедливости в этом мире просто не существует. Но поскольку память человека ограничена, и он не помнит своих прошлых жизней, ему может казаться, что судьба несправедлива по отношению к нему. Однако случайностей не бывает и все реакции, приходящие к человеку, являются результатом его же поступков в прошлом.

Имеет ли человек в материальном мире свободу выбора, или же всё в его жизни предопределено?

Может показаться, что человек является заложником определённых обстоятельств, которые вынуждают его совершать соответствующие поступки. Поэтому можно слышать от таких людей: «Ничего не могу поделать, - такова моя судьба». Так человек плывёт на поводу у обстоятельств и совершает всё новые и новые грехи, думая, что сама судьба диктует ему такой образ жизни. Но это ошибочное представление. Оно вытекает из-за недостатка знаний и силы воли у человека. Несомненно, по законам кармы человек может попадать в очень сложные обстоятельства в жизни. Однако у него всегда есть свобода выбора. Каждый человек свободен в выборе действий, но не свободен в выборе последствий. Результаты придут и проявятся на тонком или грубом уровне, не спрашивая нас, хотим мы того или нет, верим мы в закон кармы или нет. Но, наряду со счастьем и страданиями, которые нам уже выделены, т.е. предопределены, у нас всегда есть возможность совершать новые поступки, которые не предопределены. В комментарии на «Шримад-Бхагаватам» (11.3.6) говорится:

«…Предположим, я купил билет на самолет, прошел регистрацию, и вошел по трапу в его салон. Как только самолет взлетел, мое решение лететь на самолете, принуждает меня находиться на его борту до тех пор, пока самолет не приземлится. Таким образом, я вынужден принять последствия или реакции моего прошлого решения и поступка. Но хотя я пожинаю плоды прошлого, сидя в самолете, я могу принять множество новых решений и поступков. Стюардесса предлагает мне обед и напитки, и я могу принять это или отказаться. Я могу читать журналы и газеты, спать, или разговаривать с другими пассажирами, и т.д. Другими словами, хотя общий контекст – полет в определенный город – насильно навязан мне, как реакция на прошлое решение полететь на самолете, попав в эту ситуацию, я постоянно принимаю решения и создаю новые реакции. Например, я могу напиться и начать буянить или оскорблять кого-либо действием, из-за чего меня арестуют, после того, как самолет приземлится. Или наоборот, если я познакомлюсь и установлю хорошие отношения с бизнесменом, сидящим рядом, это может привести к будущим удачным сделкам в бизнесе (если я бизнесмен).

Подобным же образом, хотя живое существо вынуждено принять определенное тело по закону кармы, и живя в этом теле попадать в определенные ситуации, у него всегда остается свобода воли и возможность принятия своего решения…»

Итак, помимо реакций за свои прошлые поступки, человек может пожинать реакции за поступки, совершенные в настоящем, и так усугублять или облегчать свою карму.

Кто является создателем «Закон кармы», и с какой целью он был создан?

Закон кармы, как и весь этот мир, создан Верховной Личностью Бога, для того чтобы обеспечить поддержание материального мира в равновесии и дать возможность живым существам наслаждаться, отвечая за свои поступки. В «Шримад-Бхагаватам» (4.11.21) говорится:

«Всемогущий Верховный Господь Вишну воздает каждому по заслугам. Награждая каждого плодами его кармической деятельности, Он дарует одним долгую жизнь, а другим короткую, но Сам Он всегда остается трансцентным, и потому продолжительность Его жизни ни от чего не зависит».

Итак, Господь создал Закон кармы, чтобы воздать каждому по заслугам и так поддержать равновесие в материальном мире. Однако  Сам Он при этом остаётся трансцендентным к этому Закону. Зная как действует Закон кармы, человек может избежать  множество бед и даже испытывать материальное счастье. Каждая жизненная ситуация учит нас чему-то и если мы сможем правильно принять этот высший «Урок», тогда сможем сделать ещё один шаг на своём духовном пути и стать ближе к Богу.

Как правильно разрешать кармическую ситуацию и реагировать на события, приносящие нам страдание?

Есть 4 этапа разрешения кармической ситуации:

  1. 1. Принятие реакции с благодарностью.

Понимая, что любая реакция порождена нашими поступками в прошлом, нужно успокоиться, отказаться от гнева и желания найти виновного во вне. То есть, необходимо принять реакцию смиренно и согласиться с тем, что это то, что мы заслужили. Если же мы при этом обвиняем других, то ещё больше усугубляем ситуацию и усиливаем кармическую реакцию. Необходимо смотреть на человека, который принёс эту реакцию, как на представителя высших сил (или Бога в конечном счёте), через которого проводится Ваша реакция. Если Вы смогли принять свою реакцию таким образом, тогда вы сможете сделать следующий шаг в разрешении этой ситуации.

  1. 2. Попытаться понять, какое негативное качество во мне привело к этой реакции?

Ответив на этот вопрос, Вы сможете понять, от какого негативного качества Вам нужно избавиться. Если к нам приходят реакции в виде страданий, это указывает на то, что в прошлом мы совершали поступки, движимые своей низшей природой. Качества низшей природы человека описаны в «Бхагавад-гите» (16.4):

«Гордость, высокомерие, тщеславие, гневливость, грубость и невежество — таковы качества людей, наделённых демонической природой, о сын Притхи».

К перечисленным качествам можно добавить также вожделение, жадность, двуличие, склонность к обману, стремление к личному престижу и т.п.

Итак, проанализируйте, какое качество низшей природы побудило Вас в прошлом совершить поступок, который принёс сейчас Вам эту реакцию.

  1. 3. Попытаться понять, какое позитивное качество я должен развить?

Ответив на этот вопрос, Вы сможете понять, каким высшим качествам Вас учит эта ситуация. Качества человека, обладающего высшей или божественной природой, описаны в «Бхагавад-гите» (16.1-3):

 

«Верховный Господь сказал: Бесстрашие, очищение своего существования, совершенствование в духовном знании, благотворительность, владение чувствами, совершение жертвоприношений, изучение Вед, совершение аскезы, простота, отказ от насилия, правдивость, негневливость, самоотречение, спокойствие, отсутствие стремления злословить, сострадание ко всем живым существам, отсутствие алчности, мягкость, скромность, решимость, целеустремлённость, способность прощать, стойкость, чистота, отсутствие зависти и стремления к почестям — таковы, о сын Бхараты, божественные качества праведных людей, наделённых божественной природой».

  1. 4. Поступать на практике в соответствии с этим качеством высшей природы.

Этот шаг в разрешении кармических ситуаций очень важен. Если Вы проделали даже три предыдущих шага, но не прилагаете практических усилий к тому, чтобы научиться действовать в соответствии со своей высшей природой, тогда Вы не сможете полностью нейтрализовать негативную реакцию, и она повторится вновь, чтобы побудить Вас исправить своё сознание и поведение. Поэтому, постарайтесь, не давая возможности проявиться своей низшей природе, действовать правильно.  


Автор: Лилия Недоступ, ученица Школы Ведической Астрологии 
карта проезда

контакты

наш адрес:

  • г. Киев, пер. Бехтеревский, 6

  • Тел: (044) 486-53-48, 486-53-08, (050)452-70-70
  • Факс: (044) 486-53-48, 486-53-08
  • Email: info@nvek.com.ua
  • www: nvek.com.ua